1 направление – первичная профилактическая работа. Она ориентирована на подростков среднего (12–14 лет) и старшего (15–17 лет) школьного возраста, состоит из четырех разделов: информационный, развитие личностных ресурсов, развитие стратегий и навыков поведения.
Цель – разработка системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди подростков в условиях общеобразовательной школы.
Задачи:
1. создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы;
2. формирование здорового жизненного стиля, стратегий поведения, личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотическими веществами; информирование о путях выздоровления.
Возможными методами работы могут быть: групповая работа; тренинг поведения; когнитивная модификация и терапия; личностный тренинг; дискуссии; мозговые штурмы; беседы; лекции; ролевые игры; психогимнастика; психодрама; элементы индивидуальной и групповой психотерапии; «круглые столы»; совещания. Критерии эффективности: уменьшение факторов риска злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами, а именно усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения; наличие навыков противодействия наркотизирующейся среде, принятие ответственности за собственное поведение; развитие стратегий проблемопреодолевающего поведения и избегания ситуаций, связанных с риском наркотизации.
2 направление, заявленное нами, представляет собой специальную, ориентированную на родителей несовершеннолетних группы риска подросткового возраста первичную профилактическую работу.
Цель – дать родителям знания и навыки, способствующие эффективному, социально поддерживающему и развивающему поведению в семье и с детьми. Задачи профилактической работы с семьей:
1. дать знания о возможных эффектах действия психоактивных веществ на организм и личность;
2. помочь осознать собственные личностные, семейные и социально-средовые ресурсы, способствующие преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношений с детьми в семье;
3. обучить навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми;
4. выявить лидеров-родителей, готовых осуществлять консультативную и социальную поддержку другим семьям.
Основными методами, на наш взгляд, могут быть проведение бесед, чтение лекций специалистами в родительской аудитории (лекционно-информационная форма).
Профилактическая работа с семьей может иметь следующую структуру:
- родительские собрания;
- родительский семинар;
- определение родителей-лидеров;
- подготовка лидеров-родителей по программе семинара-тренинга;
- определение родителей группы риска;
- оказание индивидуальной и групповой психологической помощи нуждающимся в этом родителям
Возможными эффектами профилактической антинаркотической работы среди подростков и родителей могут быть:
- формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков;
- развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами в условиях общеобразовательной школы;
- улучшение психологического климата в семье;
- улучшение успеваемости подростков;
- своевременность обращения подростков и родителей за профилактической и лечебной помощью;
- большая доступность детей и подростков с наркологическими проблемами для контакта со специалистами.
|