Развитие!Уверенность!Успех!Понедельник, 13.05.2024, 16:27

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Категории раздела
Родителям [5]
Учителям [3]
Детям [2]

Меню сайта

Участник конкурса
Сайт

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Опросы
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 170

    ИНФОЗНАЙКА

    Главная » Статьи » Советы социального педагога » Родителям

    ПОДРОСТКОВАЯ НАРКОМАНИЯ И ПУТИ ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

    Молодежь часто выступает транслятором облегченного отношения к наркотикам и наркотической субкультуре, пропагандируя такие ценности, как «наркотики бывают “серьезные” и “несерьезные”», «наркотики делают человека “свободным”», «наркотики помогают решать жизненные проблемы», «наркотики могут и должны быть легализованы».

     Цель исследования – изучить проблему подростковой наркомании, наметить основные пути ее предупреждения в условиях гимназии.
    Задачи исследования:

    1) выявить сущность понятия «наркомания», определить основные причины наркомании и особенности ее проявления в подростковой возрасте;

    2
    ) изучить отношение подростков-школьников к наркотикам и проблеме наркомании в среде подростков;

    3) изучить особенности деятельности социального педагога по профилактике подростковой наркомании;
    4) разработать систему первичной профилактической работы с подростками и родителями в условиях гимназии.

    Практическая значимость исследования состоит в разработке диагностического инструментария, а также рекомендаций по профилактике подростковой наркомании с учетом специфики их деятельности, типа воспитательной организации, контингента учащихся.

    Обратимся к характеристике ведущего термина нашего исследования – «наркомания».

    Традиционно «наркомания» – это медицинский термин, определяемый следующим образом Наркомания (от греч. narke – оцепенение и mania – безумие) – болезненное непреодолимое влечение к употреблению токсических средств (наркотиков), сопровождающееся тяжелыми нарушениями физических и психических функций, приводящими к деградации личности и различным формам отклоняющегося поведения (Г.В. Осипов).

    Наркомания – это болезнь, вызываемая систематическим употреблением наркотиков и проявляющаяся синдромом психической и физической зависимости (Г.В. Латышев, В.С. Битенский, А.Г. Макеева и др.).

    Наркомания – это немедицинское потребление наркотиков, ведущее к быстрому разрушению здоровья, неадекватному поведению, искажению связей с обществом (Б.М. Левин и М.Б. Левин).

    Наркомания – пристрастие к веществам, вызывающим состояние эйфории (М.А. Галагузова).

    Наркомания – заболевание, вызванное злоупотреблением лекарственными и нелекарственными наркотическими средствами и обусловленное зависимостью от них (Д.Д. Еникеева, В.И. Москалев, М.В.Фирсов).

    Поэтому в нашей работе наравне с использованием традиционного  толкования термина «наркомания», мы говорим о наркомании не только как о заболевании или болезненном влечении, но и как об одном из факторов социальной дезорганизации личности, в основе которого лежит зависимость от психоактивных веществ.

    Факторы, способствующие активной наркотизации подростков, по мнению Б.Г. Комиссарова и А.А. Роменко, можно разделить на личностные, семейные, социальные.

    Личностные факторы  включают:

    •  успешность в реализации своих стремлений;
    • осознание жизненной перспективы;
    • отношение к возможности употребления наркотиков;
    • отношение к насилию;
    • уровень эмоциональной зрелости;
    • сформированность системы ценностей и привязанностей;
    • наличие кризисных ситуаций;
    • уровень притязаний и само­оценка;
    • наличие непреложных авторитетов.

    К семейным факторам  относят:

    • систему распределение ролей, прав и обязанностей в семье;
    • уровень конфликтности в семье;
    • семейные традиции и отношение членов семьи к употреблению наркотиков и других психоактивных веществ;
    • систему отношений и уровень эмоциональной близости между членами семьи;
    • родительские ожидания;
    • компетентность родителей в контексте воспитания и наличие единого подхода к воспитанию ребенка;
    • генетическую предрасположенность к употреблению наркотических веществ;
    • созависимость.

     Остановимся более подробно на характеристике созависимости как одном из факторов наркотизации подростка.

    Ученые считают, что в результате совместной жизни с наркоманом его родственники зарабатывают себе психическую патологию или созависимость.

    Созависимость – это устойчивое состояние болезненной зависимости от форм поведения и мнения других людей, формирующееся при попытках обрести уверенность в себе, осознать собственную значимость, определить себя как личность.

    Общие признаки (симптомы) созависимости следующие:

    • слишком суровое отношение к себе и к другим, нелюбовь к себе, обычно неосознанно маскируемые (прежде всего от самого себя);
    • «боязнь страха», старание заранее оградить себя от него, избегая тех ситуаций, в которых этот страх может появиться;
    • желание нравиться окружающим людям, сопровождаемое готовностью делать все, чтобы этого добиться;
    • страх или дискомфорт при общении с напористыми или сердитыми людьми, страх личной критики и острая эмоциональная реакция на нее;
    • неспособность отличить любовь от жалости, тенденция путать и смешивать эти чувства;
    • чувство вины при необходимости отстаивать себя, свои личные интересы или сделать что-то ради себя лично;
    • постоянное откладывание всего «на потом»;
    • неспособность или активное, сопровождаемое страхом нежелание участвовать в играх, развлечениях, забавах;
    • в отношениях с людьми крайне редко возникает отношение подлинной близости, доверия и постоянства;
    • привычная ложь даже там, где проще и естественней сказать правду.

        Когда человек находит у себя эти признаки, чаще всего ему не хочется этому верить. Здесь возникает вопрос: почему? Что вызывает такой протест у нас? Может быть потому, что не хочется видеть свои собственные проблемы, а ведь они есть у каждого из нас. И эти проблемы не сильно отличаются от проблем наркоманов. Внешняя картина может быть совершенно иной: ухоженный дом, большая дружная семья, престижный, дорогой автомобиль, высокооплачиваемая работа и т.д. Но вдумайтесь и постарайтесь честно ответить себе на вопрос: не занимает ли у Вас в жизни все это такое же место, как у наркомана его наркотик.

    Третья группа факторов наркотизации детей и подростков – социальные факторы – весьма обширна,  она включает общесоциальные факторы, влияние среды сверстников (ближнее окру­жение) и школьные факторы.

    Так, к общесоциальным факторам причисляют:

    • нормы, политику и законодательство в отношении наркотиков;
    • общественные традиции, доступность наркотиков;
    • неблагоприятный социально-экономический климат;
    • позицию средств массовой информации по отношению к проблеме наркомании;
    • законодательство в области молодежной политики;
    • развитость системы социально-психологической помощи молодежи;
    • организованность досуга молодежи, ее участие в общественной жизни.

    Для среды сверстников как фактора наркотизации существенными являются:

    • отношение «значимого окружения» к употреблению наркотиков;
    • уровень социальной приемлемости поведения и социально психологический климат подростковой группы;
    • роль подростка в группе сверстников;
    • широта круга общения;
    • отношение подростковой группы к взрослым;
    • ценностные ориентиры подростковой группы.

    В контексте рассматриваемых нами вопросов, наиболее важно знание так называемых «школьных» факторов, к которым исследователи относят:

    • успеваемость подростков, их желание учиться, регулярное посещение школы;
    • частая смена школы;
    • участие педагогов в воспитательном процессе и принятая в школе система воспитания;
    • отношения подростков с учителями (уровень доверия), социально-психологический климат;
    • участие педагогов в профилактике наркомании;
    • связь между семьей и школой;
    • участие подростков в школьном самоуправлении.

         Подросток, начинающий употреблять наркотики, находится в своеобразной социально-психологической ситуации: с одной стороны, рекламные предложения нового стиля жизни, связанного с наркотизацией, новых ощущений в сочетании с доминирующими для несовершеннолетнего мотивами любопытства и подражания, с другой – безучастность и некомпетентность педагогов и родителей в этом вопросе, а также возникновение созависимости в семье.

    На констатирующем этапе использовались следующие диагностические методики:

    • анкета О.М. Решетиловой «Ваше отношение к проблеме наркомании» (выявление информированности подростков-школьников о проблеме наркомании, возможных причинах употребления психоактивных веществ подростками и вероятных путях разрешения этой проблемы в обществе);
    • анкета В.А. Родионова «Неизбежный риск употребления наркотических веществ» (определение информированности подростков о возможных последствиях употребления психоактивных веществ);
    • анкета для родителей Г.Н. Тростанецкой и А.А. Гериш (определение характера взаимоотношений родителей с подростками, выявление информированности родителей о причинах, последствиях наркомании и путях помощи подросткам, столкнувшимся с проблемой наркомании);
    • анкета, направленная на выявление предрасположенности подростков к употреблению наркотических веществ, их рассуждений о существовании наркотиков, причинах их употребления, влиянии на человека (разработана нами);
    • классными руководителями 8-х классов, директором гимназии;

    Следует также отметить, что деятельность по профилактике подростковой наркомании в условиях гимназии № 2 реализуется в полной мере, что подтверждается разнообразием профилактических мероприятий, грамотным ведением документации, сотрудничеством с родителями учащихся, а также со специалистами различных профилей и низким уровнем вероятности приобщения подростков к наркотическим веществам.

           Профилактика наркомании – это активный поступательный процесс создания условий и формирования личностных качеств, поддерживающих благополучие человека. Данный процесс призван способствовать обеспечению безопасной и поддерживающей среды; доступа к информации и к специализированным службам помощи; помощи в приобретении жизненных навыков.

           До настоящего времени вопрос о том, усилиями каких специалистов – педагогов, врачей, психологов – должна вестись антинаркотическая профилактика, не нашел однозначного ответа.

    Старания учителей, психологов, социальных педагогов недостаточны в силу их низкой осведомленности о причинах наркотизации подрастающего поколения, а также в силу того, что практически отсутствуют адаптированные научно-обоснованные программы первичной профилактики наркомании среди подростков и молодежи в условиях общеобразовательной школы.

    Опираясь на  взгляды отечественных исследователей А. Данилина, В.В. Ковалева, И.П. Марова, под профилактикой наркомании в условиях общеобразовательной школы мы понимаем комплекс социально-психолого-педагогических мер, направленных на предупреждение распространения наркомании среди детей и подростков.

    Современная концепция первичного, т.е. раннего предупреждения употребления наркотиков среди детей и подростков базируется на положении о том, что в центре внимания должна находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность – семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ним макросоциальное окружение.

    Данная концепция охватывает все стороны жизнедеятельности подростка, что создает условия для активного выявления и динамического контроля над процессом предупреждения употребления психоактивных веществ. Она позволяет оценить эффективность всей системы профилактических мероприятий, то есть ее направленность на искоренение источников дискомфорта как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде, и одновременно создать условия для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта, обучение ребенка новым навыкам, которые помогут реализовать поставленные цели, сохранить здоровье и предупредить возникновение новых проблем. Однако важным для нас является положение о витальной  функции семьи – жизненно необходимой среды для развития и воспитания ребенка.

       
    С целью усиления эффективности работы по профилактике наркомании в условиях гимназии (систематизация материала, разработка новых механизмов деятельности социального педагога и других специалистов и др.)  была разработана программа.
    Деятельность социального педагога осуществляется в тесном взаимодействии с администрацией школы, педагогами, психологами, медицинским работником, персоналом охраны. Непосредственное участие в данной работе принимает добровольческая служба, состоящая из числа учащихся школы под руководством социального педагога. К данному виду работы привлекаются семья, микросоциальное окружение школьника (сверстники, соседи). Немаловажное значение имеет сотрудничество со службами, организациями и учреждениями.

    Главной целью программы является формирование осознанных антинаркотических убеждений у учащихся.

    Программа действий состоит из четырех блоков:

    • учебный социально-психологический блок (ориентирован на информирование учащихся о проблеме наркомании, развитие у них механизмов защиты от употребелния наркотических веществ, способствование личностному росту);
    • психолого-педагогическое ведение и поддержка (предполагает помощь в разрешении проблем школьников различного характера: семейных, школьных, личностных);
    • блок профессионально-личностного роста (включает в себя работу с педагогическим коллективом школы по овладению ими знаниями и навыками в данном направлении деятельности, а также оказание помощи в их профессионально-личностном росте);
    • медицинское сопровождение (предполагает сотрудничество с мед. персоналом с целью оказания ими информационной, консультационной и др. видов помощи).

    В реализации программы педагоги руководствуются следующими принципами: субъектности, опоры на стороны личности, комфортности, непрерывности, сотрудничества, компетентности.

    Основными формами и методами его работы выступают: беседа, тренинги, консультирование, игротерапия, музыкотерапия, арттерапия, трудотерапия, подавление, игнорирование, концентрация на положительном, создание ситуации успеха и другие. Работа социального педагога осуществляется как индивидуально, так и с подгруппой школьников. Чередование теоретических и практических занятий позволит отрефлексировать реакции школьников на полученную информацию.
    Категория: Родителям | Добавил: klass1 (30.01.2009)
    Просмотров: 17935 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 3.6/12
    Всего комментариев: 6
    6 Mihei2497  
    0
    у нас на вышеприведенном блоге собран большой набор интересных статей про http://medbaz.com/pages-more-787.html - признаки рака шейки матки.

    5 Semen5789  
    0
    на официальном интернет-блоге собран громадный выбор умных статей про http://ublaze.ru/forum/ftopic1199.html - Схемы для VIA WM8650

    4 Givmi  
    0
    Чтобы ребенок не стал наркоманом, в семье должна царить здоровая атмосфера, должна быть поддержка и взаимовыручка, ребенок должен ощущать свою значимость для родителей. В крайних ситуациях (школьные\социальные проблемы) рекомендуется прием успокоительного, желательно легкого, я дочери давала новопассит, так как у него нет побочных эффектов и привыкания от долго приема тоже нет. И мне кажется мы с ней со всеми ее проблемами пока справляемся вполне успешно.

    3 EmbomExarma  
    0
    Подтверждаю. Всё выше сказанное правда. Давайте обсудим этот вопрос. Здесь или в PM.

    [url=http://www.tips2sports.com]спорт сегодня
    [/url]

    2 Сноп  
    0
    Тест на наркоманию на сайте Лаборатория психотехники: www.psi-test.ru/zdorovie/narkoman.html

    1 Петя  
    0
    Страшно об этом говорить. Наркомания обретает эпидемический характер.
    Возле нас года три назад жил сосед, парень лет 20-ти. Учился хорошо. Девочки его любили. Стихи умел сочинять. И что вы думаете. Попал в дурную кампанию. Начал пробовать легкие наркотики, курил анашу. Затем уже этого стало не хватать, перешел на героин... В последнее время на него было страшно смотреть: бывает идешь по улице, он как привяжется: "Помираю, спаси, дай денег. На следующей неделе отдам. Не то повешаюсь..." Разумеется ему я денег не давал, но было очень печально смотреть на бедолагу. Ведь у парнишки жизнь только-только начиналась.
    Так и шло у него время. Мне по работе пришлось уехать в командировку на 1 год. Вспоминая свой дом, невольно вспоминалось у судьбе моего соседа.

    Когда я вернулся, оказалось что наш сосед, со своей семьей, переехали. Я узнал их новое место жительство, и позвонил к ним. Мать, в слезах, рассказала что им пришлось пережить. Где они только его не лечили и у Маршака, и Марыныча, водили к колдунам. Помогало, но временно. Потом сотрудница с работы посоветовала клинику Назаралиева. Вроде помогло. Но скольо ушло нервов и сил, об этом нам трудно представить. Его мать все равно опасаясь что сын сорвется, продали квартиру и переехали в другой город. Чтобы сменить среду.

    Это одна из историй, которая благодаря упорству и терпению матери, закончилась благополучно. А сколько сегодня людей, которые обречены?!... Печально. :(


    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Календарь

    Живой календарь

    Учителю
    Block contentПравила и упражнения по русскому языку 2 класс

    Учителю
    Block content75 упражнений на все правила русского языка. 2 класс

    Учителю
    Block contentПравила и упражнения по русскому языку 1 - 4 классы

    Учителю
    Block contentДидактические тетради по русскому языку. 1-2, 3, 4 классы

    Block title

    Поиск


    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz