Молодежь часто выступает транслятором облегченного отношения к наркотикам и наркотической субкультуре, пропагандируя такие ценности, как «наркотики бывают “серьезные” и “несерьезные”», «наркотики делают человека “свободным”», «наркотики помогают решать жизненные проблемы», «наркотики могут и должны быть легализованы».
Цель исследования – изучить проблему подростковой наркомании, наметить основные пути ее предупреждения в условиях гимназии. Задачи исследования: 1) выявить сущность понятия «наркомания», определить основные причины наркомании и особенности ее проявления в подростковой возрасте; 2) изучить отношение подростков-школьников к наркотикам и проблеме наркомании в среде подростков; 3) изучить особенности деятельности социального педагога по профилактике подростковой наркомании; 4) разработать систему первичной профилактической работы с подростками и родителями в условиях гимназии.
Практическая значимость исследования состоит в разработке диагностического инструментария, а также рекомендаций по профилактике подростковой наркомании с учетом специфики их деятельности, типа воспитательной организации, контингента учащихся.
Обратимся к характеристике ведущего термина нашего исследования – «наркомания».
Традиционно «наркомания» – это медицинский термин, определяемый следующим образом Наркомания (от греч. narke – оцепенение и mania – безумие) – болезненное непреодолимое влечение к употреблению токсических средств (наркотиков), сопровождающееся тяжелыми нарушениями физических и психических функций, приводящими к деградации личности и различным формам отклоняющегося поведения (Г.В. Осипов).
Наркомания – это болезнь, вызываемая систематическим употреблением наркотиков и проявляющаяся синдромом психической и физической зависимости (Г.В. Латышев, В.С. Битенский, А.Г. Макеева и др.).
Наркомания – это немедицинское потребление наркотиков, ведущее к быстрому разрушению здоровья, неадекватному поведению, искажению связей с обществом (Б.М. Левин и М.Б. Левин).
Наркомания – пристрастие к веществам, вызывающим состояние эйфории (М.А. Галагузова).
Наркомания – заболевание, вызванное злоупотреблением лекарственными и нелекарственными наркотическими средствами и обусловленное зависимостью от них (Д.Д. Еникеева, В.И. Москалев, М.В.Фирсов).
Поэтому в нашей работе наравне с использованием традиционного толкования термина «наркомания», мы говорим о наркомании не только как о заболевании или болезненном влечении, но и как об одном из факторов социальной дезорганизации личности, в основе которого лежит зависимость от психоактивных веществ.
Факторы, способствующие активной наркотизации подростков, по мнению Б.Г. Комиссарова и А.А. Роменко, можно разделить на личностные, семейные, социальные.
Личностные факторы включают:
- успешность в реализации своих стремлений;
- осознание жизненной перспективы;
- отношение к возможности употребления наркотиков;
- отношение к насилию;
- уровень эмоциональной зрелости;
- сформированность системы ценностей и привязанностей;
- наличие кризисных ситуаций;
- уровень притязаний и самооценка;
- наличие непреложных авторитетов.
К семейным факторам относят:
- систему распределение ролей, прав и обязанностей в семье;
- уровень конфликтности в семье;
- семейные традиции и отношение членов семьи к употреблению наркотиков и других психоактивных веществ;
- систему отношений и уровень эмоциональной близости между членами семьи;
- родительские ожидания;
- компетентность родителей в контексте воспитания и наличие единого подхода к воспитанию ребенка;
- генетическую предрасположенность к употреблению наркотических веществ;
- созависимость.
Остановимся более подробно на характеристике созависимости как одном из факторов наркотизации подростка.
Ученые считают, что в результате совместной жизни с наркоманом его родственники зарабатывают себе психическую патологию или созависимость.
Созависимость – это устойчивое состояние болезненной зависимости от форм поведения и мнения других людей, формирующееся при попытках обрести уверенность в себе, осознать собственную значимость, определить себя как личность.
Общие признаки (симптомы) созависимости следующие:
- слишком суровое отношение к себе и к другим, нелюбовь к себе, обычно неосознанно маскируемые (прежде всего от самого себя);
- «боязнь страха», старание заранее оградить себя от него, избегая тех ситуаций, в которых этот страх может появиться;
- желание нравиться окружающим людям, сопровождаемое готовностью делать все, чтобы этого добиться;
- страх или дискомфорт при общении с напористыми или сердитыми людьми, страх личной критики и острая эмоциональная реакция на нее;
- неспособность отличить любовь от жалости, тенденция путать и смешивать эти чувства;
- чувство вины при необходимости отстаивать себя, свои личные интересы или сделать что-то ради себя лично;
- постоянное откладывание всего «на потом»;
- неспособность или активное, сопровождаемое страхом нежелание участвовать в играх, развлечениях, забавах;
- в отношениях с людьми крайне редко возникает отношение подлинной близости, доверия и постоянства;
- привычная ложь даже там, где проще и естественней сказать правду.
Когда человек находит у себя эти признаки, чаще всего ему не хочется этому верить. Здесь возникает вопрос: почему? Что вызывает такой протест у нас? Может быть потому, что не хочется видеть свои собственные проблемы, а ведь они есть у каждого из нас. И эти проблемы не сильно отличаются от проблем наркоманов. Внешняя картина может быть совершенно иной: ухоженный дом, большая дружная семья, престижный, дорогой автомобиль, высокооплачиваемая работа и т.д. Но вдумайтесь и постарайтесь честно ответить себе на вопрос: не занимает ли у Вас в жизни все это такое же место, как у наркомана его наркотик.
Третья группа факторов наркотизации детей и подростков – социальные факторы – весьма обширна, она включает общесоциальные факторы, влияние среды сверстников (ближнее окружение) и школьные факторы.
Так, к общесоциальным факторам причисляют:
- нормы, политику и законодательство в отношении наркотиков;
- общественные традиции, доступность наркотиков;
- неблагоприятный социально-экономический климат;
- позицию средств массовой информации по отношению к проблеме наркомании;
- законодательство в области молодежной политики;
- развитость системы социально-психологической помощи молодежи;
- организованность досуга молодежи, ее участие в общественной жизни.
Для среды сверстников как фактора наркотизации существенными являются:
- отношение «значимого окружения» к употреблению наркотиков;
- уровень социальной приемлемости поведения и социально психологический климат подростковой группы;
- роль подростка в группе сверстников;
- широта круга общения;
- отношение подростковой группы к взрослым;
- ценностные ориентиры подростковой группы.
В контексте рассматриваемых нами вопросов, наиболее важно знание так называемых «школьных» факторов, к которым исследователи относят:
- успеваемость подростков, их желание учиться, регулярное посещение школы;
- частая смена школы;
- участие педагогов в воспитательном процессе и принятая в школе система воспитания;
- отношения подростков с учителями (уровень доверия), социально-психологический климат;
- участие педагогов в профилактике наркомании;
- связь между семьей и школой;
- участие подростков в школьном самоуправлении.
Подросток, начинающий употреблять наркотики, находится в своеобразной социально-психологической ситуации: с одной стороны, рекламные предложения нового стиля жизни, связанного с наркотизацией, новых ощущений в сочетании с доминирующими для несовершеннолетнего мотивами любопытства и подражания, с другой – безучастность и некомпетентность педагогов и родителей в этом вопросе, а также возникновение созависимости в семье.
На констатирующем этапе использовались следующие диагностические методики:
- анкета О.М. Решетиловой «Ваше отношение к проблеме наркомании» (выявление информированности подростков-школьников о проблеме наркомании, возможных причинах употребления психоактивных веществ подростками и вероятных путях разрешения этой проблемы в обществе);
- анкета В.А. Родионова «Неизбежный риск употребления наркотических веществ» (определение информированности подростков о возможных последствиях употребления психоактивных веществ);
- анкета для родителей Г.Н. Тростанецкой и А.А. Гериш (определение характера взаимоотношений родителей с подростками, выявление информированности родителей о причинах, последствиях наркомании и путях помощи подросткам, столкнувшимся с проблемой наркомании);
- анкета, направленная на выявление предрасположенности подростков к употреблению наркотических веществ, их рассуждений о существовании наркотиков, причинах их употребления, влиянии на человека (разработана нами);
- классными руководителями 8-х классов, директором гимназии;
Следует также отметить, что деятельность по профилактике подростковой наркомании в условиях гимназии № 2 реализуется в полной мере, что подтверждается разнообразием профилактических мероприятий, грамотным ведением документации, сотрудничеством с родителями учащихся, а также со специалистами различных профилей и низким уровнем вероятности приобщения подростков к наркотическим веществам.
Профилактика наркомании – это активный поступательный процесс создания условий и формирования личностных качеств, поддерживающих благополучие человека. Данный процесс призван способствовать обеспечению безопасной и поддерживающей среды; доступа к информации и к специализированным службам помощи; помощи в приобретении жизненных навыков.
До настоящего времени вопрос о том, усилиями каких специалистов – педагогов, врачей, психологов – должна вестись антинаркотическая профилактика, не нашел однозначного ответа.
Старания учителей, психологов, социальных педагогов недостаточны в силу их низкой осведомленности о причинах наркотизации подрастающего поколения, а также в силу того, что практически отсутствуют адаптированные научно-обоснованные программы первичной профилактики наркомании среди подростков и молодежи в условиях общеобразовательной школы.
Опираясь на взгляды отечественных исследователей А. Данилина, В.В. Ковалева, И.П. Марова, под профилактикой наркомании в условиях общеобразовательной школы мы понимаем комплекс социально-психолого-педагогических мер, направленных на предупреждение распространения наркомании среди детей и подростков.
Современная концепция первичного, т.е. раннего предупреждения употребления наркотиков среди детей и подростков базируется на положении о том, что в центре внимания должна находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность – семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ним макросоциальное окружение.
Данная концепция охватывает все стороны жизнедеятельности подростка, что создает условия для активного выявления и динамического контроля над процессом предупреждения употребления психоактивных веществ. Она позволяет оценить эффективность всей системы профилактических мероприятий, то есть ее направленность на искоренение источников дискомфорта как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде, и одновременно создать условия для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта, обучение ребенка новым навыкам, которые помогут реализовать поставленные цели, сохранить здоровье и предупредить возникновение новых проблем. Однако важным для нас является положение о витальной функции семьи – жизненно необходимой среды для развития и воспитания ребенка.
С целью усиления эффективности работы по профилактике наркомании в условиях гимназии (систематизация материала, разработка новых механизмов деятельности социального педагога и других специалистов и др.) была разработана программа. Деятельность социального педагога осуществляется в тесном взаимодействии с администрацией школы, педагогами, психологами, медицинским работником, персоналом охраны. Непосредственное участие в данной работе принимает добровольческая служба, состоящая из числа учащихся школы под руководством социального педагога. К данному виду работы привлекаются семья, микросоциальное окружение школьника (сверстники, соседи). Немаловажное значение имеет сотрудничество со службами, организациями и учреждениями.
Главной целью программы является формирование осознанных антинаркотических убеждений у учащихся. Программа действий состоит из четырех блоков:
- учебный социально-психологический блок (ориентирован на информирование учащихся о проблеме наркомании, развитие у них механизмов защиты от употребелния наркотических веществ, способствование личностному росту);
- психолого-педагогическое ведение и поддержка (предполагает помощь в разрешении проблем школьников различного характера: семейных, школьных, личностных);
- блок профессионально-личностного роста (включает в себя работу с педагогическим коллективом школы по овладению ими знаниями и навыками в данном направлении деятельности, а также оказание помощи в их профессионально-личностном росте);
- медицинское сопровождение (предполагает сотрудничество с мед. персоналом с целью оказания ими информационной, консультационной и др. видов помощи).
В реализации программы педагоги руководствуются следующими принципами: субъектности, опоры на стороны личности, комфортности, непрерывности, сотрудничества, компетентности.
Основными формами и методами его работы выступают: беседа, тренинги, консультирование, игротерапия, музыкотерапия, арттерапия, трудотерапия, подавление, игнорирование, концентрация на положительном, создание ситуации успеха и другие. Работа социального педагога осуществляется как индивидуально, так и с подгруппой школьников. Чередование теоретических и практических занятий позволит отрефлексировать реакции школьников на полученную информацию.
|