Итак, тестируем следующие утверждения:
1- «Наркомания не вылечивается».
2. «Наркотики начинают пробовать вследствие:
- любопытства,
- трудностей в семье,
- моды,
- отсутствия цели в жизни,
- личной драмы, непонимания последствий,
- болезни,
- скуки,
- «за компанию», под давлением и т. д.».
3. «Пристрастие к наркотикам - признак слабой воли».
4. «Подростки, употребляющие наркотики, всегда пытаются это скрыть».
5. «Наркоман долгое время считает, что если захочет,то перестанет употреблять наркотики».
6. «Анаша, гашиш, марихуана - это не наркотики».
7.«Можно всю жизнь употреблять наркотики и не стать наркоманом».
8.«Наркотики спасают людей от житейских невзгод».
9.«Попробовать наркотики - вполне безопасное дело».
«Большинство наркоманов избавляются от своего пристрастия».
«Употреблять или нет наркотики - личное дело каждого».
«Наркотики употребляют потому, что плохо работает милиция».
«Наркотики - это причина наркомании».
«Наркомания генетически запрограммирована».
«Употребляющих наркотики надо наказывать».
Вы заинтересованы во взаимопонимании с подростком, поэтому:
• признаёте сложность проблем, с которыми сталкивается ребёнок;
• уделяете больше внимания его достижениям ,а не промахам;
• помогаете ему сформировать позитивное представление о себе. Для этого чаще говорите ему о том, что вам нравится в его характере, например, смелость, общительность, остроумие...
• говоря об ошибке, стараетесь показать её ценность как попытки;
• говоря о результатах, избегаете сравнений с другими;
• прислушиваетесь к мнению людей, которым ребёнок доверяет;
• читаете литературу о психологии и физиологии подростка;
• способны откровенно говорить с ребёнком о жизни и смерти, дружбе и предательстве, об отношениях мужчины и женщины;
• готовы поделиться собственным опытом взросления, рассказать
о своих тогдашних чувствах, мечтах, идеалах, даже если сегодня они кажутся вам смешными или ошибочными;
• вы разносторонний человек, у вас есть друзья, хобби, иные интересы, помимо заботы о хлебе насущном; у вас есть иная шкала ценностей растущей личности, чем отметки ученика в классном журнале.
Д. КОЛЕСОВ, профессор Московского психолого-социального института
Пять «замков»
Для экстремальных ситуаций
1. Необходимо научить подростка понимать: наличие разумного чувства опасности естественно.
2. Следует учитывать, что наркоманы и торговцы наркотиками ловят подростков именно на проверке на смелость, подначивая: «Тебе -слабо? Что, боишься?» Правильной реакцией будет твёрдый ответ: «Да, боюсь! Да, испугался!» Так скажет по-настоящему смелый человек, его смелость будет не только умной, но и честной.
3. Необходимо, чтобы каждый человек, и особенно молодой, умел правильно вести себя в ситуации спора.
4.Необходимо поддерживать подростков деловыми, полезными советами - как вести себя в той или иной ситуации, особенно в сложной.
5.Доверие возникает, если ребёнка не только поддерживают во всех делах и начинаниях, но и жалеют в случае какой-либо неудачи.
6. Критикуя действия подростка/ обязательно учитывайте, чтобы он мог понять объективность и пользу критики.
|