Участник конкурса |
|
|
Большая перемена
Один малыш на вопрос, что такое стресс, ответил очень емко: «Это, когда у тебя всё плохо». Действительно, плохо, ведь стресс - это энергетический вампир, который лишает ребенка биоэнергии, необходимой ему для развития во всех отношениях. Именно поэтому мы предлагаем вниманию как родителей, так и самих детей и подростков набор простых упражнений, которые помогут справляться со стрессам, связанными со школой. От этого во многом будут зависеть их успехи.
Школьные проблемы
В одночасье на детишек, привыкших к более или менее вольному образу жизни, после детского сада обрушивается школа. Домашние задания, отметки, давление учителей, родителей, одноклассников, проблемы обучения и связанные с этим неприятности. Вот когда у детей может возникнуть стресс от всего клубка проблем, влияющий и на их учебу, и на здоровье. Действительно, очень волнующи для детей моменты, когда ситуация выходит из-под контроля: учитель проявил несправедливость; очень сложная контрольная; возникло непонимание с одноклассниками и так далее. Как быть, что делать? Не давайте ребенку зацикливаться на своих слабостях, тут же переключая его внимание на удачи и успехи. Очень важно при обучении, чтобы ребенок был в спокойном или, еще лучше, в приподнятом состоянии. Это порождает готовность воспринимать новое с максимальной отдачей, полнее раскрывая его творческие способности и помогая лучше решать проблемы (это называется альфа-состоянием). Предлагаем вашему вниманию простые методы выхода из стресса и достижения подобного альфа-состояния. Упражнение 1. Мгновенная релаксация. Возраст: 7-9 лет. Время: 1-2 минуты. 1. Глубоко вдохни и выдохни. 2. Скажи сам себе: «Расслабься». 3. Если волнение не проходит, снова глубоко вдохни и выдохни. 4. Постарайся в это время не обращать внимания на тревожные мысли, дай им улетучиться, как воздушному шарику, который отпустили на свободу. Что важно еще знать? Важно, почувствовав напряжение в теле перед испытанием (контрольной, опросом и т.д.), найти то место, где оно поселилось: в голове, шее, плечах, спине? Болит ли при этом горло? Потеют ли руки, тело, холодея при этом и увлажняясь? Краснеют ли уши и лицо? Если почувствуешь эти симптомы во время урока, контрольной, выполнения домашнего задания или в любое другое время, потрать несколько секунд, чтобы успокоиться. Глубоко вдохни и выдохни напряжение, где бы оно ни было. Помни: просто контролируя реакцию своего тела на стресс, ты победишь его. Обыкновенная привычка глубоко вдохнуть перед контрольной или началом выполнения задания может тебе очень помочь. Более серьезную помощь ребенку окажет специальное упражнение. Упражнение 2. 10-минутный перерыв на растягивание. Возраст: 6-10 лет. Делать так долго, как позволяют место и время. Важно помнить, что это упражнение можно делать только тогда, когда ребенок не напряжен. 1. Встань прямо. Представь себе, что ты - цветок, тянущийся к свету, льющемуся с потолка. 2. Глубоко вдохни. Если внимание рассредоточено, соберись и обрати все свое внимание на точку или предмет перед собой. 3. Закинь сомкнутые руки за голову. Разъедини их и вытяни руки к потолку. Сосредоточься на дыхании. 4. Предстань, что хочешь дотянуться до звезд. 5. Плавно опусти руки. 6. Не сгибая коленей, дотянись пальцами до пола. Если не получается, наклоняйся не так низко. 7. Сделай несколько наклонов в стороны: если в правую, то отведи правую руку в сторону и - за голову; если в левую - повтори то же самое движение левой рукой. Делай это упражнение, пока не почувствуешь приятной свободы в руках и в плечах. 8. Сядь на пол, расставив ноги в виде буквы «л» и вытянув их. Три раза дотянись рукой до пальцев ног. Помочь заниматься правописанием (в школе или дома) способно другое упражнение.
Упражнение 3. «Жираф» Возраст: 6-8 лет. Время: 2 минуты. 1. Закрой глаза. (Кстати, маленьким детям иногда бывает сложно закрыть глаза и что-то делать. Тогда им можно выполнять это упражнение с открыты глазами). 2. Сделан вдох и расслабься. 3. Положи подбородок на грудь. Поверни и подбородок направо, потом - налево. Повтори это три раза. После чего повращай шеей. 4. Приподними плечи, затем опусти их. Повтори это три paза, затем подними каждое плечо несколько раз. 5. Сядь прямо и удобно. Представь себя с длинной, словно у жирафа, шеей. Почувствуй, как она удлинилась и расслабилась. Для выработки навыков письма можно применить еще одно упражнение. Упражнение 4. «Игра в правописание». Возраст: 7-9 лет. Время: не ограничено. 1. Закрой глаза. 2. Дыши и расслабляйся. 3. Представь себе экран телевизора. (Как бы услышав слово, сказанное диктором, представь себе, как оно загорается на экране.) 4. Первое слово - «письмо». Ты видишь каждую букву (произноси ее вслух), а затем - целое слово. 5.Прислушайся к звуку слова, представь его в воздухе, проговаривая. 6. Глубоко вдохни. Следующее слово - «энциклопедия». Далее все повторяется. Ребенок сам может придумывать слова или за него это могут делать родители, знающие, в каких словах он часто делает ошибки. Как правило, после этого упражнения, нередко сопровождаемого ребячьим смехом, они лучше сосредотачиваются, настраиваются на работу и не мешают друг другу.
Контрольные
Оказывается, многие дети боятся не самой контрольной, а того, что ей сопутствует, нехватки времени, запугивают сами себя мыслями, типа: «Не зная все назубок, могу провалиться и получить плохую отметку», «Мне никогда не справиться с этой задачей» и т.д. Ребенок нагоняет на себя страх, накручивает себя и в итоге действительно может не справиться с совсем несложным заданием. Для снятия стресса перед контрольной рекомендуем проделать ниже следующее упражнение. Упражнение 5. Избавление от стресса перед контрольной. Возраст: 8-10 лет. 1. Глубоко вдохни и выдохни. 2. Скажи себе: «Я постараюсь сделать все как можно лучше». 3. Если волнение остается, снова глубоко вдохни и выдохни все накопившееся напряжение. Представь, что оно улетает, как облачко пара изо рта на морозе. Очень хорошо также говорить самому себе: «Я все знаю», «Я хорошо справлюсь с этой работой», «Я сделаю ее наилучшим образом». Это – примеры позитивных самовнушений. А вот еще парочка приемов, как побороть страх перед контрольными. Упражнение 6. Внушение. Возраст 8 –11 лет. Время: не ограничено. 1. Вспомни, как ты внутренне пугаешь себя, какими словами. 2. Поймай себя на мыслях: «не буду», «не смогу», «не сделаю». 3. Замени их на слова: «буду», « смогу», «сделаю». 4. Способ, как сделать желаемое действительностью, прост. Надо написать сначала несколько «запугивающих » предложений, а затем заменить такое же количество на другие - внушающие обратные чувства и действия. Например: «Я не смогу написать контрольную по математике, потому что учительница меня невзлюбила», заменяем на: «Я постараюсь, что есть сил, написать хорошую контрольную по математике». Такие благотворные внушения «работают» и в других случаях, главное - не дать запугать себя самому. Упражнение 7. «Мыльные пузыри». Возраст: 8-11 лет. Время: не ограничено. 1. Возьми карандаш и бумагу. Сядь. Подумай, что тебя беспокоит. И напиши вместо: «Я плохо себя чувствую» - если ты себя чувствуешь неважно, что способно только еще ухудшить твое состояние, другие - бодрые слова: «Я отдохну, и мне будет лучше». Попытаюсь это обязательно сделать
2. На листе бумаги нарисуй голову, от которой вправо отлетают, как мыльные пузыри, положительные мысли, а влево - отрицательные. Вот так (рис. I). Я все понимаю, поэтому сделаю все хорошо
Надену наушники, когда брат в комнате, и сделаю уроки
Не сделаю, это слишком сложно
У меня это никогда, ни за что не получится
Не могу делать уроки, когда брат в комнате
Рис.1 Домашние задания. Перед тем как начать выполнять домашнее задание, ребенок должен успокоиться, сосредоточиться. Этому очень помогает недолгое звучание классической музыки. Ну и, конечно, очередное специальное упражнение. Упражнение 8. «Шаги к успеху». Возраст: 8-12 лет. Время: не ограничено. Это - важное упражнение. Оно помогает решать проблему, разбивая ее на части, например, в виде лестницы, на которую надо взобраться. Упражнение помогает устранить напряжение и решить проблему (оценки, напряжения в семье и т.д.). Сначала учись выполнять упражнение на бумаге. Потом, привыкнув, можешь представлять себе эти шаги в уме. 1. Нарисуй на бумаге лестницу, На каждой ступеньке опиши то действие, которое в итоге приведет к вершине лестницы, к успеху. Допустим, цель работы - написать реферат по физике. Эти пять шагов могут быть таковы: 2. Закрой глаза, представь себе как проходишь эту лестницу, поднимаясь шаг за шагом. Сначала: сидишь за столом… ищешь литературу и т.д. Не отрывай глаза, пока отчетливо не увидишь каждый шаг. 3. Составь список всего, что мешает работе: мысли о том, что хочется посмотреть передачу по телевизору, что на улице играют друзья, что кто-то сказал
о тебе что-то плохое. Глубоко вдохни и - выдохни эти ненужные мысли, энергично, чтобы убрались вон из головы. Если трудно взяться за работу - найти тему, начать писать сочинение или сделать эскиз, - нужно взять за правило выполнять упражнение по релаксации, чтобы прояснить мысли. Упражнение 9. «Радуга». Возраст: 7-11 лет. Время: 5-7 минут. Помогает снять эмоциональное напряжение и стимулирует воображение. 1. Закрой глаза. Предстань, что у тебя в голове - экран. На экране - радуга из тех цветов, что нравятся тебе. Каждому цвету соответствует свое чувство. Ты видишь то, что описываем мы, или то, что захочешь увидеть сам. 2. Первый цвет - голубой. Он может быть нежным и успокаивающим, как бегущая вода приятен глазу в жару и освежает тебя, как купание в озере. Что ты видишь, когда думаешь о голубом?) 3. Зеленый - цвет природы. Если мы больны или нам не по себе, этот цвет помогает чувствовать себя лучше. (Что ты думаешь, когда смотришь на него?) 4. Желтый цвет приносит радость, согревая, как солнце. Он хорошо поднимает настроение и тонус. (Что ты думаешь, когда смотришь на желтый цвет?) 5. Красный цвет дает ощущение энергии и тепла. На него приятно смотреть в холодную погоду. Но бывает, что красный цвет порождает в нас агрессию, раздражение. А иногда напевает мысли о любви. (Что ты думаешь, созерцая красный цвет?) Отметь для себя, как разные цвета влияют на твоё настроение и самочувствие. Попробуй увидеть другие цвета. Ну а родители должны постараться помочь ребенку освоить описанные упражнения. Не надо, чтобы его энергия «обогревала» окружающее пространство. Ее отмерено человеку не слишком много, и потому желательно сохранить ее всю, чтобы ваше чадо росло здоровым, уравновешенным, умным, любознательным. Валентина НЯШИНА, кандидат биологических наук
|
Категория: Детям | Добавил: klass1 (07.02.2011)
|
Просмотров: 671 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 5.0/1 |
|
|
|